Любую машину могут признать брошенной и утилизировать. Объяснения юристов :: Autonews

Группа депутатов фракции «Новые люди» направила обращение на имя министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина с просьбой выработать единые рекомендации для создания систем реагирования на обращения граждан о брошенных автомобилях.

Что хотят изменить

Депутаты обратили внимание на то, что на парковочных местах во многих населенных пунктах страны стоят поврежденные и бесхозные транспортные средства, мешающие проезду и парковке.

«Назрела необходимость выработать единый подход к данной проблеме на федеральном уровне. Это позволит всем регионам и городам внедрить механизм уборки брошенного транспорта по единым понятным правилам — включая порядок определения разукомплектованного автомобиля, установленные сроки уведомления собственника и поэтапную процедуру эвакуации», — уточняется в обращении.

Пока проблему эвакуации и утилизации таких транспортных средств в России решают лишь на региональном и муниципальном уровне, при этом единого подхода касательно того, как должна осуществляться данная процедура и какие транспортные средства можно считать брошенными, не существует. Мы пообщались с профильными экспертами, чтобы понять, как и в какие сроки может быть разрешена проблема.

Что происходит сейчас

Как пояснил Autonews.ru автоюрист Лев Воропаев, во многих городах, особенно небольших, действительно нет систематизированного нормативного документа, как реагировать на такие автомобили, а старых брошенных машин — в достатке.

«Они портят городской облик и занимают парковочные места. Создают проблемы, где-то даже затруднения для движения других транспортных средств в месте, где припаркованы», — уточнил эксперт.

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов считает, что проблема существует в первую очередь из-за того, что ее решением приходится заниматься региональным властям, хотя проблема федеральная.

«Я считаю, что зависит прежде всего от региона. В Москве эта проблема решена, я сам писал заявления по эвакуации брошенных автомобилей через портал мэра Москвы. И такие автомобили оперативно убирали с отчетом. Актуальность, я считаю, есть, потому что есть брошенный, частично разукомплектованный автотранспорт. Видимо, проблематика в регионах существует, если есть такая инициатива. В регионах нет таких порталов, как в Москве», — напомнил юрист Дмитрий Дугин.

Фото: Zamir Usmanov / Russian Look / Global Look Press

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр также подтвердил, что брошенные и разукомплектованные машины действительно встречаются на улицах и во дворах. Есть они и в техцентрах, из-за чего те несут колоссальные убытки.

«Некоторые из клиентов считают, что они нашли удачное место хранения, потому что в договоре там хранение платное, например, не прописано, и вот это может происходить веками. Люди пропадают, а могут и умирать. И техцентр от этого не может избавиться», — конкретизировал эксперт.

Хайцеэр выразил уверенность, что в России должна быть разработана централизованная систематизированная система для избавления от автохлама на улицах, доступная для граждан. Пока, по словам собеседника, власти оперативно реагируют лишь при условии террористической опасности.

«Государство не очень-то охотно забирает эти автомобили, потому что оплатить эвакуацию и дальнейшую стоянку, собственно говоря, некому», — добавил собеседник.

Как можно решить вопрос

По мнению Холодова, властям для решения вопроса придется определить соответствующие нормы с помощью федеральных правил, в частности, четко разделить автомобили и автохлам. Эксперт пояснил, что к нему поступают обращения с обеих сторон — как от фанатов старых машин, так и от тех, кто считает их хламом.

«Человек мог уехать в длительную командировку, уйти на СВО. Вернется, а его машины нет, потому что посчитали, что это автохлам», — напомнил Холодов.

Для решения вопроса, по мнению общественника, необходимо идти к федеральным нормам, вводить определенные критерии, как отличить хлам от автомобиля.

Фото: Nosov_Alexey1 / X (доступ к социальной сети заблокирован на территории России)

Для этого, по словам эксперта, можно использовать определенные юридические статусы: оплаченный транспортный налог, наличие страховки ОСАГО без учета технического состояния транспортного средства. Если они оплачены, машиной кто-то полноправно владеет.

«Существуют и законодательные нормы в Гражданском кодексе, которыми почему-то ни один регион не пользуется. Это возможность признать вещь бесхозной: пытаться найти хозяина, а после того, как не нашел, подать иск в суд, год ждать, что никто не объявился. После этого брошенный автомобиль становится собственностью региона», — уточнил собеседник, добавив, что возможность поиска собственников транспортных средств можно реализовать через Госуслуги.

Юрист Воропаев считает, что предстоит разработать единые правила по реагированию на сообщения граждан об обнаружении бесхозных транспортных средств: кто принимает эти заявки, какой порядок реакции, сроки реакции, период реагирования собственника транспортного средства на уведомление от муниципалитета или иного представителя органа администрации, срок хранения и утилизации данных транспортных средств в случае отсутствия реакции. Также нужно будет определить, кто оплачивает хранение на спецстоянке.

«С точки зрения законодательства это несложно реализовать. Утвердить регламент эвакуации, порядок, спецстоянку. Главное, чтобы брошенную машину не сразу утилизировали, а пытались найти собственника и давали ему предписание или забрать машину и привести в надлежащий вид или разобрать ее на запчасти», — пояснил юрист Дугин.

Чем опасно нововведение

Впрочем, даже федерально закрепленная возможность эвакуации и утилизации транспортных средств может нанести ущерб законопослушным гражданам, если четко не проработать все аспекты данной процедуры, считают специалисты.

«Риски в большинстве своем, на мой взгляд, для людей пожилых. Многие из них используют свои старенькие машины в летний период. Порой паркуют на период холодов во дворах или других местах. Они не всегда могут оперативно отреагировать на те или иные уведомления со стороны администрации или представителей администрации», — уточнил Воропаев.

Фото: Aylata / Shutterstock / FOTODOM

Юрист считает, что в таких случаях нужна более адресная реакция. К примеру, осуществляться выезд по месту регистрации собственников, если их возраст превышает 70 лет.

«Пострадать, наверное, кто-то может. Кто вообще за машиной не следит, по адресу регистрации не проживает или уехал из страны и связей с ним нет», — считает юрист Дугин.

Эксперт Холодов рассказал о реальном случае, когда пострадала владелица машины, которую ошибочно сочли автохламом.

«Я встречал ситуацию, когда женщина была беременна и боялась в таком состоянии водить автомобиль. Машина стояла на улице и ее увезли в непонятном направлении. А она планировала продолжить ей пользоваться после родов. Машина была в нормальном состоянии, просто это был центр Петербурга. Увезли и утилизировали. Надо помнить, что мы декларируем право собственности. Это право, которое надо соблюдать», — напомнил специалист.

Когда возможны изменения

Пока речь идет лишь об обсуждении предложений и инициатив. По мнению юриста Воропаева, сейчас это не первоочередная проблема, которая стоит перед властями. Реализация проекта будет зависеть от того, как быстро сработает Министерство строительства и насколько быстро правительство все утвердит. Если задача не войдет в число приоритетных, на это потребуется минимум год.

«Сроки реализации зависят от профильных комитетов и принятия нормативных актов на местах. А также от формирования соответствующей инфраструктуры для брошенных автомобилей. Потому что нельзя сразу забрать машину и разобрать или утилизировать. По сути — лишить имущества», — считает Дугин.

Эксперт Холодов напомнил, что и сейчас на большинстве машин есть в открытом доступе VIN-номера, поэтому найти владельца довольно просто.

«Идентифицировать собственника в любом случае можно. Было бы желание», — заключил собеседник.

Фото: Stanick / Shutterstock / FOTODOM

Читайте также:

  • Лишать прав будут по-новому. Эти изменения понравятся не всем
  • ГОСТ на автомобильные алкозамки хотят поменять. Что ждет водителей
  • Россияне стали чаще обходиться без ГАИ при оформлении аварий. Данные РСА
  • В эти «ловушки» попадают даже опытные водители. Как избежать штрафов

Авторы Теги Александр Воронцов Обозреватель Autonews

Оцените статью
Добавить комментарий